Подготовка к запуску двигателей
При запуске двигателей на нескольких вертолетах необходимо устанавливать очередность запуска с таким расчетом, чтобы в момент раскрутки несущего винта вертолета ветер не сносил на него потока от вращающегося несущего винта вертолета с ранее запущенными двигателями.
Запуск двигателей на вертолете и их опробование на земле разрешается производить при ветре не свыше 15 м/сек. При боковом ветре справа более 3 м/сек запуск двигателей (раскрутка трансмиссии) запрещается, так как при сильном ветре справа может произойти удар лопасти о хвостовую балку в момент раскрутки несущего винта.
Перед запуском двигателей необходимо от вертолета убрать аэродромное оборудование, эксплуатационный инвентарь и т. д., чтобы исключить возможность поломки лопастей несущего и рулевого вйнтов. Место стоянки вертолета необходимо очистить от пыли (летом) или снега (зимой). Пыльную стоянку перед запуском двигателей следует полить водой.
Если опробование двигателей проводится на привязи, нужно проверить правильность и надежность швартовки вертолета и наличие у него противопожарных средств. Запуск и опробование двигателей непришвар — тованного вертолета производит пилот.
Под колеса главных ног шасси следует установить упорные колодки с шипами и тросами, если грунт мерзлый, то нужно прорубить в нем
ямки под шипы колодок. Убедиться, что сняты заглушки входных каналов двигателя и выхлопных труб, и подсоединить вилку жгута от аэродромного источника электроэнергии (АПА-2М) к розетке вертолета.
При подготовке к запуску после замены двигателей, выполнения работ, связанных с демонтажем агрегатов топливной системы или полного слива топлива, следует стравить воздух из топливной системы. Для этого необходимо открыть пожарные краны, установить на стравливающий клапан насоса НР-40Т специальное приспособление из комплекта бортового инструмента двигателя, включить подкачивающий насос ЭЦН-75, создавая давление до тех пор, пока из приспособления для стравливания воздуха топливо не пойдет непрерывной струей без пузырьков воздуха, после чего закрыть пожарные краны, выключить подкачивающий насос бака и снять с насоса НР-40Т приспособление. Подкачивающий насос необходимо выключать только после закрытия пожарных кранов.
При стравливании воздуха из топливной системы и при промывке фильтров насоса НР-40Т нужно следить, чтобы топливо не попадало на герметик потолочной панели. Если все же топливо пролилось на потолочную панель, его следует немедленно удалить ветошью.
При наличии давления в воздушной системе затормозить колеса стояночным тормозом. При отсутствии давления в воздушной системе необходимо зарядить ее от аэродромного баллона сжатого воздуха до давления 50 кГ/см2. Внешним осмотром убедиться в исправности приборного оборудования кабины. Растормозить несущий винт, опустив рычаг тормоза полностью вниз.
Проверить положение органов управления и при необходимости установить их в положение для запуска:
ручку «шаг-газ» перевести вниз до упора и повернуть полностью влево рукоятку коррекции;
рычаги раздельного управления двигателями должны находиться в нейтральном положении на защелке «Малый газ»; педали поставить в нейтральное положение; ручку циклического шага — в положение нейтрально.
Включить все АЗС, необходимые для запуска двигателей, а также выключатели противопожарной системы, генераторов постоянного тока, «Аэродромное» или «Бортовое питание» и «Сеть на аккумуляторе». Переключатель «Земля — Воздух» поставить в положение «Земля». Проверить напряжение в сети вертолета по вольтметру. Напряжение должно быть: при включенных бортовых аккумуляторных батареях не ниже 24 в при запуске от аэродромного источника не ниже 27 в. При температурах окружающего воздуха от +5° С и до —10°С, при моросящем дожде или мокром снеге включить выключатель «Обогрев двигателя».
При запуске и опробовании двигателей соблюдать следующие меры предосторожности:
не допускать работу двигателей на режимах, при которых показания приборов выходят за пределы допускаемых;
не выходить из кабины вертолета при работающих двигателях; строго выполнять требования технологии запуска; распределять свое внимание на показания приборов и на техника, стоящего на связи.
Если вертолет сдвинет упорные колодки или возникнут поперечные колебания вертолета, необходимо немедленно уменьшить обороты двигателей до малого газа и закрыть стоп-краны.
Техник, находящийся на связи, или любое лицо, заметившее какую — либо неисправность на запускаемом или работающем двигателе, а также при возникновении обстоятельств, требующих немедленного останова двигателей и винтов вертолета, должен стать впереди вертолета, откуда хорошо виден сидящий в кабине, и скрестить руки кверху. По этому сигналу сидящий в кабине обязан немедленно прекратить запуск и выключить двигатели, независимо от кого поступил такой сигнал.
15*